Храм — часовня в честь Воскресенья Словущего на Новом городском кладбище города Спасск-Дальний.

Новое городское кладбище

Храм часовня Воскресения Словующего новое городское кладбище Спасск Дальний Спасский район Спасское Русская Православная Церковь

Зачем нужен храм на кладбище?

8 мая 2016 года, на кануне Радоницы митрофорным протоиереем Владимиром Капитанюком, благочинным VI округа Владивостокской епархии, настоятелем храма Вознесения Господня села Спасского, была освящена часовня – храм на новом городском кладбище Спасского района. Строительство часовни началось уже давно, но затем было приостановлено, в связи с финансовыми проблемами. В 2015 году строительные работы удалось возобновить, а в 2016 году завершить силами прихода храма Вознесения Господня и с помощью неравнодушных людей.
Храм освящён и действует, но многие люди даже крещёные, не знают, зачем нужен храм – часовня на кладбище. До революции почти при всех российских кладбищах были храмы, которые в годы лихолетий были разрушены, а традиции забыты.

Кладбище – это не просто территория для погребения умерших, а особое сакральное пространство, место последнего упокоения человека. Этот сакральный смысл кладбища выражен в самом его названии в русском языке, происходящем, кстати, из церковно-славянского языка. Мы как-то не обращаем внимания на то, что слово «кладбище» происходит от слова «клад». Этот клад – останки тела человека, которое в Православии мыслится как храм Духа Святаго. Тело христианина в Церкви всегда почиталось как духовная ценность. Высшее воплощение этой идеи мы видим в почитании мощей святых угодников. Поэтому и после смерти оно имеет определенные права. Прежде всего, право на неприкосновенность и покой. Кладбище — это место встречи второго пришествия Христова. Поэтому Церковь всегда была неравнодушна к этому месту. Издревле существует чин освящения кладбища. Оно освящается при основании, также отдельно освящается могила каждого христианина в чине погребения. Именно по этой причине при кладбищах всегда строили храмы или часовни.
В настоящие время, многие люди стараются отпеть своих родных заочно, по незнанию, отпевание часто называют – «запечатать землю». Сейчас у спассчан появилась возможность отпевать своих родных и близких непосредственно перед погребением в храме – часовне, которая открыта ежедневно.
В часовне можно заказать службы об упокоении; поставить свечи, помолится о душах близких людей, отошедших в мир иной.


Посвящение в честь Воскресения Словущего — традиционное для кладбищенских храмов. Народное название праздника — «Воскресение словущее» — указывает на то, что он лишь слывет, называется, Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения — Пасхи.  Т.е. «так называемое». От глагола «слыть».
В России праздник обновления храма в Иерусалиме почему-то назывался Воскресение Словущее. Название не вполне объясненное. Московский митрополит Филарет (Дроздов) полагал, что это не церковное, а народное название праздника. А “словущий” означает “так называемый”, то есть не настоящее воскресение, а слывущее за таковое. В «Словаре русского языка XI-XVII веков» и в словаре В.И. Даля “словущий” означает “прославленный, знаменитый, славный”. При таком словоупотреблении “Воскресение Словущее” может относиться только к Воскресению Христа.
Сущесвтуют другие, менее вероятные версии. Так, согласно одной, название обусловлено тем, что в народе этот праздник слывет, считается за воскресенье (т.е. отмечается как воскресный день), хотя может таковым и не являться. По другой, словущим именуется засвидетельствованное церковным преданием чудо воскрешения умершего по благодатному действию Животворящего Креста Господня. По этой версии совершившееся чудо стало широко известным, слывущим.
Празднуется 13 сентября. Установлен в память торжественного освящения в 335 году храма построенного святым равноапостольным царем Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой на горе Голгофа в память преславного Воскресения Христова.
От первоначальной постройки Храма Гроба Господня в настоящее время мало что сохранилось. То, что можно видеть сейчас, – в основном сооружение эпохи крестовых походов. Впоследствии эти здания разрушались и перестраивались, и теперь это все одно здание, и нынешний храм Воскресения Христова в Иерусалиме был построен в XI веке на деньги византийских императоров, хотя эта территория была тогда под властью арабов, и там находятся сразу и храм Воскресения, и место на Голгофе, где нашли Крест. Но суть в том, что это один и тот же храм, где празднуется и само Воскресение Господне, и Крест Христов, найденный на Голгофе. С 335 года, когда было освящение храма Воскресения Христова 13 сентября, положено было праздновать Воздвижение Креста Господня на другой день, 14-го сентября. И первоначально праздник обновления был первым и главным днем общего празднования в честь Креста и Воскресения. Так было в Иерусалиме. Но по мере того, как иерусалимские традиции стали забываться, этот праздник стал понемногу угасать, а праздник Воздвижения Креста становился все более и более значительным.

Видео: репортаж об окончании строительства часовнии

Статья из местной прессы

Освящение часовни и первая Божественная литургия 9 мая 2016 года (+фото и видео).

Статья об освящении часовни в местной газете

 

1061