Царские дни на Спасской земле. Велотур Царско-Николаевский.

17 июля 2018 года в день столетия расстрела царской семьи для молодежи города Спасска Дальнего и села Спасского состоялся памятный велотур, организованный православным приходом нашего храма Вознесения Господня совместно с приходом храма Преображения Господня города Спасска Дальнего.

Всего в Царско-Николаевском велотуре приняли участие 16 велосипедистов, в том числе два священника: иерей Владимир Коротких и иерей Иоанн Караман.

Накануне нашего велотура состоялся исторический покаянный Царский Крестный ход по улице Николаевская, собравший порядка 500 человек. Это было в те дни, когда Цесаревич посещал Спасское.

Участники велотура собрались у храма Преображения Господня. Было рассказано о значимости мероприятия. Отец Владимир Коротких благословил всех собравшихся. Выстроившись по двое, отправились за полицейской машиной по назначенному маршруту (обязательно по ул. Николаевская). Совершили две исторические остановки.

Первая остановка — у постройки под номером 11, где для Цесаревича был срублен новый дом. Рядом был построен барак для сопровождающих лиц (в целях санитарно-гигиенических).  Местные жители утверждают, что это и есть тот самый дом, в котором останавливался на ночлег будущий Наследник престола. Впоследствии этот дом служил волостному управлению, здесь проходили сходы Спасской волости.

Вторая остановка — у исторического здания Спасского муниципального района.

1 Июня здесь состоялось долгожданное открытие мемориальной доски в память проезда через село Спасское Государя императора Николая II. Само здание центра является памятником истории и культуры. Оно было построено в 1910 году как Спасско – Николаевская женская церковно-приходская школа, в память проезда через село Спасское в 1891 году Цесаревича Николая, будущего Государя императора Романова. В настоящее время здесь расположен Центр детского творчества Спасского района. Принято решение о размещении в нём Историко-просветительного Центра Цесаревича Николая Александровича (Центр Цесаревича).

Хочется поблагодарить всех, кто принял участие в велотуре и помогал в организации, в том числе директора Спасского краеведческого музея Н.Г.Шубину, Евгения Мурга (Центр детского творчества Спасского муниципального района), Сергея Мынкина, полицейских, сопровождавших наш велотур. Храни вас Господь!

Благочиние  VI округа с почитанием проводит Царские дни. Сегодняшнее мероприятие – это соприкосновение с историческим событием, значимым не только для нашего города, села, но и для каждого из нас.

В этом году Русь, Россия отмечает 150 лет со дня рождения Святого царя Николая Александровича Романова, Императора Всероссийского и 100 лет со дня мученической кончины Царя-Страстотерпца и его Семьи.

В 1890 году, в свои 22 года, будущий хозяин земли Русской, Цесаревич Николай, по благословению и замыслу своего державного отца Императора Александра III, отправляется из Санкт-Петербурга на восток, к родным Российским берегам океана Тихого.

Таких путешествий не знали даже сами российские монархи. Николай Александрович стал первым и единственным.

Преодолев моря и океаны, пережив покушение и смертельную опасность в Японии, Цесаревич в 1891 году прибывает во Владивосток.  Через 10дней он покидает город и направляется на лошадях сухим путём в Санкт-Петербург.

Государь Наследник Российского престола к нам едет! – не слухи, а скорые гонцы 128 лет назад известили селение Спасское Южно-Уссурийской округи о долгожданном приезде на тихоокеанскую окраину России Цесаревича  Николая Александровича. Да уж с лета прошлого года рубились избы-бараки, копались колодцы, устраивались дорожный путь, мосты-переходы, строилась арка, заезжие чиновники проводили опросы крестьян, записывали историю заселения. И всё-то преображалось! Селение было молодое (1886 г. основание) — 4 года, насчитывало 88 семей, численность — 603 человека.

Спустя 15 лет решением схода селяне ходатайствовали перед военным губернатором Приморской области  о наименовании улицы Николаевской в честь гостеванья в нашем селе наследника Цесаревича в июне 1891г.

Для Августейшего путешественника был специально выкопан колодец с питьевой водой, как нам указывают сторожилы,   на противоположной стороне улицы. Тип колодца «журавль».

Сохранились записи, сделанные Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем в Дневнике за 1891 г.

23 мая (старый стиль), в четверг «Порядочно истомлённый и с намятыми боками приехал в 7 час (ов) вечера в селение «Спасское» – наш третий ночлег! Сделали сегодня 85 вёрст, а всего от Владивостока 215. Дом совершенно такой же как в Осиновке и расположение очень красивое на краю селения. В 8 ¼ сели обедать, а потом поиграли в шашки».

Вид со спасской «горки» не мог не очаровывать: свежие постройки Спасо-Преображенской церкви, белые хаты с соломенными крышами, амбары, колодцы с «журавлями», ветряная мельница, и речка, и таёжные леса, и предгорье Сихотэ-Алиня, и ханкайская прерия в аромате трав и цветов.

Цесаревич посетил Спасо-Преображенский храм, который ещё достраивался, и внёс на его нужды денежные средства. Крестьяне решили на эти  деньги, выписать для строящейся церкви колокол с надписью «В память посещения наших сёл Его Высочеством Государём Наследником Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем в мае месяце 1891 года».

Об этом нам сообщает телеграмма, которая хранится в Спасском краеведческом музее.

И каков царский дар: Колокол три десятилетия возвещал Спасскому Приханковью торжественный благовест в честь и во славу Православия и Самодержца Всероссийского!

Об этом событии Спасская земля хранит память, закреплённую в исторических и географических названиях. Так, например, в 1910 году  в Спасской слободе при военном гарнизоне была возведена соборная церковь в честь Святителя Николая Мирликийских, Чудотворца («Николай ратный»), типовой проект которой утвердил в своё время император Николай II.

Надо отметить, что график продвижения свиты Цесаревича был весьма жёсткий. В пути «царский поезд» ежедневно находился  около 10 часов (с 8 до 18 час.) с остановками в населенных пунктах на 15 мин. для отдыха. В среднем скорость движения — 12 вёрст за 1 час и 15 минут.

Несмотря на большую скорость продвижения «царского поезда», в его составе тяжелые повозки тащили всяческую дорожную поклажу, в т.ч. продукты, посуду, походные кровати и стулья, аптечку, церковные вещи и др.

24 мая / 6 июня  Цесаревич с рассветом покинул селение Спасское. «С обеих сторон экипажа Наследника Цесаревича следовала толпа крестьян, которая поддерживала коляску Его Высочества, и он благополучно проследовал всю наводненную местность, правда на быках.

Так же проехали без приключений и остальные 30 экипажей свиты и всех сопровождающих лиц.

Наши крестьяне, по заявлению начальника округи А.В. Суханова, заслужили Августейшую б л а г о д а р н о с т ь за оказанную помощь в проводах коляски Цесаревича и 30 экипажей Свиты через труднопроходимую «покрытой водой болотистую местность».

В 1908г. по предложению Петра Вотчинского Благочинного 15 округа на сходе крестьян выражено пожелание построить новую кирпичную женскую школу и назвать ее «Спасско—Николаевская». В 1910г. школа была выстроена. В этом названии два совмещённых святых для нас имени: Спасителя и святого Царя Николая. Сакральный смысл в этом названии.

Молодым Цесаревичем побывал наш Царь страстотерпец на земле дальнероссийской. И потом всю свою жизнь являл он особое попечение об этих местах.

Когда Николай Александрович взошел на Престол, по его Указу в 1895 году была основана первая монастырская обитель на Дальнем Востоке – Свято-Троицкий мужской монастырь. Это был самый первый Указ Государя Николая II, касающийся монастырей в Российской Империи.

В 1899 году была открыта Владивостокская епархия.

В сжатые сроки сооружена Транссибирская магистраль. Построены сотни школ и церквей вдоль Великого Сибирского пути. Сотни тысяч переселенцев устремились в наши таежные края, неся свет Православия и русскую культуру к пределам Азии.

Восточное путешествие Цесаревича и посещение им Владивостока, и всего Приморья и Приамурья имели глубокое духовное, политическое и экономическое значение для появления новой «азиатской» стратегии России. Впоследствии, одной из важнейших задач своего царствования Император Николай II видел движение России на восток и закрепление ее на берегах Тихого океана. Большая Азиатская программа, реализованная Царем, представляла собой масштабный замысел по заселению Дальней России, прокладке трансконтинентальных железнодорожных путей, развитию портовой инфраструктуры.

Однако все усилия были подчинены главной идее Православной империи – просвещению языческих народов Светом Христовым.

Нести Свет Христов народам. От устаревающей, дряхлеющей Европы в пробуждающиеся страны Востока. Забота о Востоке, о его христианском расположении – великая миссия России.

100